Брюллов К П

Действие в картине развивается со стремительной быстротой и охватывает огромное пространство: весь город полон смятения; багровое небо, прорезанное холодными стрелами молний, резкие контрасты света и тени, бегущие люди, даже сейчас, в трагическую минуту жизни, классически прекрасны.

Брюллов сумел передать самое ценное в людях — чувство любви к ближнему.

События современности волновали художника. Он живо воспринимал тревожную, часто полную трагичности, современную ему жизнь, в которой люди, воодушевленные светлыми идеалами, вступали в борьбу с силами реакции и погибали.

Однако К. П. Брюллов еще не порвал с традициями классицизма… Идеализация натуры, каноническое расположение фигур, условный цвет, свет — все это присутствует. Но новое властно заявляет о себе, о чем свидетельствуют массовость сцены, отсутствие обязательного главного героя, динамичность картины в целом и самое важное — интерес к внутреннему миру человека, стремление показать сложность чувств.

Осенью 1833 года художник открыл двери студии. Вскоре началось триумфальное шествие картины по выставкам разных городов Европы — Рима, Милана, Парижа, Петербурга. Успех был огромным.

Гоголь писал о произведении Брюллова: «… его фигуры прекрасны при всем ужасе их положения». Пушкин восторженно приветствовал художника и посвятил ему стихотворение. Глава итальянской художественной школы Каммуччини объявил Брюллова художником-колоссом. Вальтер Скотт, посетивший его мастерскую, назвал это творение эпопеей. Брюллова избирают почетным членом Миланской Академии изящных искусств, Академий Болоньи, Флоренции, Пармы. В Париже автору присуждается Большая золотая медаль. Восторжено была встречена картина передовой русской общественностью. Лермонтов, Баратынский, Жуковский, Белинский, Герцен, Глинка высоко оценили талант своего соотечественника.

Прежде чем вернуться на родину и занять профессорскую должность в Академии художеств, Брюллов с «художественной экспедицией» В. П. Давыдова отправился в Грецию, Турцию и Малую Азию. Мастерски владея техникой рисунка, сепии и акварели, художник создал сюиту этюдов о Греции.

По приглашению Г. Г. Гагарина Брюллов отправился в Константинополь на бриге «Фемистокл», командиром которого был прославленный впоследствии адмирал В. А. Корнилов. Акварельный портрет В. А. Корнилова и пейзажи Греции принадлежат к лучшему, что создано Брюлловым в графике.

25 декабря 1835 года художник возвращается в Москву, а в мае 1836 года приезжает в Петербург. Пушкин, с которым Брюллов подружился в Москве, пишет жене: «Брюллов сейчас у меня. Едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи».

Жизнь в Петербурге не была легкой и независимой. Профессорство в Академии художеств (Брюллов преподавал в звании младшего профессора) невольно стало чиновной службой с бесконечной опекой царского Двора, заказами на церковные образа и царские портреты, с трудной работой над историческим полотном «Осада Пскова», превратившейся, по словам художника, в «Досаду от Пскова».

Вместе с тем дружба его с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, знакомство с Гоголем, Белинским, Лермонтовым, Баратынским, Даргомыжским способствовали новым творческим успехам художника.

Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал около восьмидесяти портретов) — самое ценное в его наследии. Парадные портреты, которые принесли художнику успех еще в 20-30-е годы, занимают значительное место и в петербургский период творчества. Среди них портреты В. А. Перовского (1836, ГРМ), Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), сестер О. А. и А. А. Шишмаревых (1839, ГРМ); особенно выделяется портрет-картина «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (не позднее 1842, ГРМ). Это произведение Брюллова имеет своеобразный аллегорический смысл. В глубине картины изображен император в костюме султана, а царедворец с жезлом бога торговли Меркурия указывает на олицетворяющую невинность девушку в белом покрывале. Маскарад ассоциировался у Брюллова с представлением о фальши и пустоте высшего света. В портрете ему противопоставлены образы гордой и независимой Ю. П. Самойловой, задумчивой, нежной Амацилии Паччини.

Особенных успехов добился художник в реалистическом, психологическом портрете.

Портрет Н. В. Кукольника (1836, ГТГ), поэта В. А. Жуковского (1838, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1841, ГТГ), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), ученого-археолога М. А. Ланчи (1852, ГТГ), «Автопортрет» (1848, ГТГ) — все это жемчужины русского портретного искусства. О них писал В. Г. Белинский: «Уметь верно списать портрет — есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все… Пусть с него снимет портрет Брюллов и Вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».

Написанный во время болезни «Автопортрет» — своеобразная автобиография художника.

Весной 1849 года Брюллов уехал лечиться за границу. Скончался художник 23 июня 1852 года в местечке Марчиано близ Рима.
О. Ф. Петрова
«50 биографий мастеров русского искусства». «Аврора», Ленинград, 1971.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответить * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.